Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ Шуйского муниципального района


102 Кб
скачать

256-п от 06.05.2013

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ивановская область

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ШУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 06.05. 2013 № 256-п
г. Шуя

Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ Шуйского муниципального района

В соответствии со ст. 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях упорядочения процесса разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ, Администрация Шуйского муниципального района постановляет:

1. Утвердить Порядок разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ Шуйского муниципального района (приложение 1).
2. Утвердить Положение о комиссии по повышению эффективности бюджетных расходов при администрации Шуйского муниципального района (приложение 2).
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации по экономической политике, начальника финансового управления Хренову С.В..
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

 

Глава администрации
Шуйского муниципального района И.А. Митин

 

 


Приложение 1
к постановлению Администрации
Шуйского муниципального района
от 06.05. 2013 № 256-п


Порядок разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ Шуйского муниципального района

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия и термины:
- долгосрочные целевые программы (далее - ДЦП) представляют взаимосвязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы мероприятий, финансируемые за счет средств бюджета Шуйского муниципального района и направленные на решение комплексных межотраслевых (межведомственных) социально-экономических проблем Шуйского муниципального района;
- администратор ДЦП - структурное подразделение Администрации Шуйского муниципального района, осуществляющее разработку, руководство реализацией и подготовку отчетности о ходе исполнения ДЦП;
- исполнитель ДЦП - структурное подразделение Администрации Шуйского муниципального района, подрядчики и организации, непосредственно исполняющие конкретные мероприятия ДЦП;
- комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов при Администрации Шуйского муниципального района - коллегиальный орган исполнительной власти, принимающий решение по отбору ДЦП для включения в проект районного бюджета.
1.3. К ДЦП относятся целевые программы со сроком реализации от четырех лет. Конкретные сроки реализации ДЦП определяются при их формировании в зависимости от решаемых в рамках ДЦП проблем, ожидаемых результатов и ресурсных возможностей.
1.4. Этапы подготовки и реализации ДЦП включают в себя:
- разработку и согласование концепции ДЦП;
- разработку проекта ДЦП;
- экспертизу проекта ДЦП;
- утверждение ДЦП;
- решение вопроса о полном или частичном финансировании ДЦП за счет средств местного бюджета;
- реализацию ДЦП;
- мониторинг исполнения и оценку результативности ДЦП.
1.5. Сроки подготовки ДЦП:

N

          Этап          

       Исполнитель      

       Срок      

1

Разработка и  утверждение
концепции ДЦП           

Администратор ДЦП       

До   1   сентября.
Концепция      ДЦП
утверждается     
постановлением   
Администрации    
Шуйского муниципального района

2

Экспертиза проекта ДЦП  

Финансовое управление, Отдел          экономического развития              

15 дней с  момента
представления    

3

Отбор  проектов  ДЦП  для
включения    в     проект
бюджета Шуйского муниципального района

Комиссии   по   повышению
эффективности   бюджетных
расходов              при
Администрации  Шуйского муниципального района                  

До 1  октября  при
наличии          
экспертного      
заключения       

В целях выполнения условий софинансирования ДЦП, принятых федеральными, областными органами государственной власти, ДЦП Шуйского муниципального района могут разрабатываться и утверждаться в течение финансового года.

II. Разработка концепции ДЦП

2.1. Концепция ДЦП должна содержать краткое изложение основных характеристик программы, в том числе:
- цель программы и срок реализации ДЦП;
- перечень основных мероприятий и исполнителей ДЦП: структурных подразделений Администрации Шуйского муниципального района, а также иных предприятий и организаций, которые должны принять участие в ДЦП (за исключением тех, кто становится подрядчиком после проведения процедуры размещения муниципального заказа);
- указание планового объема бюджетных ассигнований, необходимого для реализации ДЦП, в разбивке по годам реализации ДЦП;
- указание на предполагаемое содействие в решении социально-экономической проблемы федеральных, областных органов государственной власти;
- экономический, социальный, экологический и прочие эффекты от предлагаемой ДЦП (создание новых рабочих мест, улучшение демографической ситуации, повышение уровня жизни и здоровья населения, улучшение жилищных и бытовых условий граждан и т.д.).

III. Разработка проекта ДЦП

3.1. Разработка проекта ДЦП осуществляется в установленные настоящим Порядком сроки. Подготовленный проект ДЦП должен быть согласован в установленном порядке.
3.2. ДЦП разрабатывается в виде единого документа и содержит следующие разделы:
1) Титульный лист ДЦП должен содержать наименование ДЦП, указания на срок реализации и администратора ДЦП.
2) Паспорт ДЦП представляется в табличном виде и должен содержать следующую информацию:
- наименование ДЦП;
- срок реализации ДЦП;
- администратор ДЦП;
- перечень структурных подразделений Администрации Шуйского муниципального района, а также иных предприятий и организаций, реализующих отдельные мероприятия ДЦП;
- цель ДЦП;
- целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП;
- задачи ДЦП;
- объемы бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП (в разбивке по годам реализации и источникам финансирования).
3) Цель, целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП.
Цель ДЦП должна быть сформулирована в одном предложении и соответствовать указанной в ДЦП социально-экономической проблеме Шуйского муниципального района. Формулировка цели программы не должна содержать:
- специальные термины, затрудняющие ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в соответствующей сфере деятельности;
- термины, понятия и выражения, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование цели;
- указания на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями реализации ДЦП;
- указания на пути, средства и методы реализации ДЦП.
Целевыми индикаторами реализации ДЦП должны быть показатели, использованные для характеристики соответствующей социально-экономической проблемы Шуйского муниципального района.
В ДЦП должны быть указаны значения целевых индикаторов, которые предположительно будут достигнуты по завершении реализации ДЦП. При наличии ежегодной отчетности о значениях целевых индикаторов плановые значения по ним указываются также за каждый из годов реализации ДЦП.
В исключительных случаях, при отсутствии регулярного статистического наблюдения за индикаторами, использованными для характеристики социально-экономической проблемы, плановые значения целевых индикаторов могут не приводиться.
В описании ожидаемых результатов реализации ДЦП должно быть дано качественное описание степени решения социально-экономической проблемы по завершении реализации ДЦП, дана оценка устойчивости ожидаемых результатов.
4) Задачи, мероприятия и ресурсное обеспечение ДЦП:
- задачи, решение которых необходимо для достижения цели ДЦП;
- перечень мероприятий, направленных на решение задач ДЦП;
- плановые объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий ДЦП;
- плановые объемы текущих расходов будущих периодов (эксплуатационных расходов), возникающих в связи с реализацией мероприятий ДЦП.
Формулировки задач ДЦП должны быть представлены в виде заданий по достижению определенных результатов к определенному сроку. Результаты, на которые содержится указание в формулировке задачи, должны быть измеримы и, как правило, иметь количественное выражение.
Каждой задаче ДЦП должен быть поставлен в соответствие набор мероприятий. Набор мероприятий должен быть потенциально необходим и достаточен для решения соответствующей задачи.
Формулировка мероприятия должна давать однозначное представление о содержании и масштабе планируемых в рамках мероприятия действий.
Комплексные мероприятия могут быть сформулированы в виде отдельных проектов. Краткое резюме данных проектов представляется в приложении к ДЦП.
Одно мероприятие должно соответствовать только одной задаче ДЦП. Мероприятия, которые способствуют решению нескольких задач, относятся к той задаче, в решение которой они вносят наибольший вклад.
В состав мероприятий ДЦП включаются только те мероприятия, которые предполагаются к финансированию за счет местного бюджета, включая субсидии из областного бюджета на реализацию ДЦП.
Каждому мероприятию должен быть поставлен в соответствие один главный распорядитель бюджетных средств Шуйского муниципального района.
Для мероприятий, сформулированных в виде проектов, в кратком резюме представляется следующая информация:
- ожидаемые результаты реализации проекта (измеримые, как правило, имеющие количественное выражение);
- перечень действий, предполагаемых к реализации в рамках проекта (описание действий должно соответствовать требованиям, установленным для описания мероприятий);
- объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации отдельных действий в рамках проекта; общий объем бюджетных ассигнований на реализацию проекта;
- иная информация, необходимая для полноценного представления резюме проекта. Плановые объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий ДЦП должны быть указаны для каждого мероприятия ДЦП - в целом и раздельно для каждого года реализации ДЦП.
Для каждого года реализации ДЦП указываются суммарные объемы потребности в бюджетных ассигнованиях. Из общей суммы выделяется объем бюджетных ассигнований, который предположительно будет осуществлен за счет субсидий из областного бюджета на реализацию ДЦП.
5) Внешние факторы, способствующие решению социально-экономической проблемы в плановом периоде включаются в ДЦП только в том случае, если ДЦП предполагает наличие и (или) возникновение таких факторов.
В разделе отражаются:
- наличие ДЦП, принятых (разрабатываемых) федеральными, областными органами государственной власти, иных инициатив федеральных, областных органов государственной власти, способствующих решению социально-экономической проблемы, заявленной в ДЦП;
- наличие проектов, прочих инициатив иных организаций (коммерческих, некоммерческих), способствующих решению социально-экономической проблемы, заявленной в ДЦП.
Для каждой инициативы указывается:
- каким образом она способствует решению социально-экономической проблемы, заявленной в ДЦП;
- степень зависимости успеха реализации ДЦП (достижения цели, решения задач) от фактического осуществления соответствующих инициатив;
- механизмы, обеспечивающие или повышающие вероятность осуществления иными субъектами проектов и инициатив, имеющих принципиальное значение для реализации ДЦП.
3.3. Одновременно с проектом ДЦП формируются следующие документы и материалы:
- лист согласования проекта ДЦП;
- обоснования плановых бюджетных расходов по каждому мероприятию ДЦП любыми способами, позволяющими удостовериться в необходимости и достаточности плановых бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию мероприятий ДЦП;
- обоснование необходимости осуществления каждого из мероприятий ДЦП;
- документы и материалы, подтверждающие предполагаемое участие федеральных, областных органов государственной власти, иных предприятий и организаций в решении соответствующей социально-экономической проблемы Шуйского муниципального района;
- концепция ДЦП;
- иные поясняющие, а также сопроводительные документы и материалы.

IV. Экспертиза проекта ДЦП

4.1. Проекты ДЦП представляются для проведения экспертизы в Финансовое управление администрации Шуйского муниципального района и Отдел экономического развития администрации Шуйского муниципального района не позднее сроков, указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка.
4.2. Отдел экономического развития администрации Шуйского муниципального района осуществляет экспертизу проекта в течение 15 дней со дня поступления проекта ДЦП в отношении:
- степени, в которой в соответствии с проектом ДЦП решается та или иная социально-экономическая проблема Шуйского муниципального района;
- реалистичности предусмотренной проектом ДЦП степени решения социально-экономической проблемы посредством указанных в концепции ДЦП механизмов и мероприятий.
Отдел экономического развития администрации Шуйского муниципального района представляет свое заключение по проекту ДЦП в комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов при Администрации Шуйского муниципального района.
4.3. Финансовое управление администрации Шуйского муниципального района осуществляет экспертизу проекта в течение 15 дней со дня поступления проекта ДЦП и представляет свое заключение в комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов при Администрации городского округа.
4.4. По результатам проведения экспертизы комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов при Администрации Шуйского муниципального района принимает решение о целесообразности принятия (утверждения) ДЦП или направляет ее на доработку.
Заключение о направлении ДЦП на доработку должно сопровождаться указанием на элементы ДЦП, не соответствующие установленным требованиям и требующие доработки, и (или) указанием на иные причины, по которым было вынесено заключение о неготовности проекта ДЦП.
4.5. Доработанные проекты ДЦП подлежат повторному представлению в комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов при Администрации Шуйского муниципального района вместе с таблицей изменений, которые были осуществлены в отношении проекта ДЦП, представленного для экспертизы в предыдущий раз.

V. Отбор проектов ДЦП для финансирования из местного бюджета

5.1. Отбор проектов ДЦП для утверждения в установленном законом порядке осуществляется главой администрации Шуйского муниципального района в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию вновь принимаемых ДЦП при формировании бюджета Шуйского муниципального района (далее - бюджет принимаемых ДЦП).

VI. Реализация ДЦП

6.1. Структурное подразделение Администрации Шуйского муниципального района, исполняющее функции администратора ДЦП:
- осуществляет текущую координацию и мониторинг реализации мероприятий ДЦП;
- ежегодно до 1 марта направляет главе администрации отчет о реализации ДЦП, согласованный с Финансовым управлением администрации Шуйского муниципального района;
- по ДЦП, срок реализации которых завершился в отчетном году, представляет главе администрации Шуйского муниципального района доклад о результатах исполнения ДЦП.
6.3. Ежегодно, не позднее 15 марта, комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов при Администрации Шуйского муниципального района осуществляет оценку эффективности реализации ДЦП и принимает решение:
- о целесообразности продолжения реализации ДЦП;
- о необходимости корректировки ДЦП;
- о нецелесообразности дальнейшей реализации ДЦП.


Приложение 2
к постановлению Администрации
Шуйского муниципального района
от 06.05.2013 №256-п


Положение о комиссии по повышению эффективности бюджетных расходов при Администрации Шуйского муниципального района


1. Комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов при Администрации Шуйского муниципального района (далее - Комиссия) является коллегиальным органом, образованным для координации работы по расширению применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, совершенствованию системы оценки результатов деятельности и совершенствованию разработки текущих и среднесрочных планов деятельности органов местного самоуправления Шуйского муниципального района.
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Ивановской области, решениями Совета Шуйского муниципального района, постановлениями Администрации Шуйского муниципального района, а также настоящим Положением.
3. Комиссия формируется в количестве не менее 7 человек и включает председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря и членов комиссии. Персональный состав комиссии утверждается распоряжением Администрации Шуйского муниципального района.
4. Основными задачами Комиссии являются оценка результативности деятельности органов местного самоуправления Шуйского муниципального района и координация их деятельности по:
а) созданию условий и предпосылок для повышения эффективности использования полномочий органов местного самоуправления Шуйского муниципального района путем формирования в соответствии с приоритетами государственной социально-экономической политики системы целей, задач и количественно измеримых показателей оценки деятельности органов управления района;
б) развитию программно-целевых методов планирования и управления и осуществлению перехода к среднесрочному и долгосрочному планированию деятельности органов местного самоуправления района;
в) развитию системы мониторинга результативности деятельности органов местного самоуправления и качества исполнения ими своих полномочий;
г) повышению результативности текущего и среднесрочного планирования деятельности органов местного самоуправления района за счет ориентации на достижение общественно значимых измеримых результатов.
5. Комиссия для реализации возложенных на нее задач выполняет следующие функции:
а) рассматривает предложения структурных подразделений Администрации Шуйского муниципального района и дает рекомендации по совершенствованию принципов и правил формирования и представления документов и материалов, составляемых в процессе подготовки проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период;
б) рассматривает, оценивает и согласует документы и материалы, представляемые структурными подразделениями Администрации Шуйского муниципального района в процессе формирования проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период, готовит рекомендации по уточнению и доработке представленных документов и материалов;
в) формирует перечень инвестиционных проектов, реализуемых муниципальным образованием в рамках муниципальной долгосрочной программы капитальных вложений;
г) формирует перечень муниципальных целевых программ, планируемых к реализации за счет средств бюджета района в очередном финансовом году;
д) осуществляет контроль за реализацией предложений и рекомендаций Комиссии.
6. Комиссия имеет право:
а) запрашивать в установленном порядке у структурных подразделений Администрации Шуйского муниципального района, а также у Администрации Шуйского муниципального района необходимую информацию, документы и материалы;
б) создавать рабочие группы с привлечением в установленном порядке представителей структурных подразделений Администрации Шуйского муниципального района, экспертов и специалистов;
в) заслушивать на своих заседаниях представителей структурных подразделений Администрации Шуйского муниципального района по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.
7. Председатель Комиссии руководит деятельностью Комиссии, председательствует на заседаниях, организует ее работу, осуществляет общий контроль за реализацией принятых комиссией решений.
8. Заместитель председателя Комиссии выполняет функции председателя Комиссии в его отсутствие.
9. Секретарь Комиссии осуществляет подготовку заседаний Комиссии, информирует членов комиссии о времени и месте заседания и обеспечивает их необходимыми материалами и документами, ведет и оформляет протоколы Комиссии, передает их на подписание председателю Комиссии и на утверждение главе администрации, доводит до сведения структурных подразделений Администрации Шуйского муниципального района решения, принятые на Комиссии.
10. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, утверждаемым председателем Комиссии. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с утвержденным планом и считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины ее членов. Члены Комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.
11. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляются протоколом заседания, который подписывает председатель Комиссии или его заместитель, председательствующий на заседании. Решения Комиссии передаются на утверждение главе администрации Шуйского муниципального района.
12. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями Администрации Шуйского муниципального района и направляются им в виде копий протоколов заседаний Комиссии или выписок из них.

 

Дата создания материала: 26-03-2014. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.