Об утверждении Мероприятий по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ивановская область

Администрация Шуйского муниципального района

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12.08.2013 № 445-п
г. Шуя


Об утверждении Мероприятий по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента

В целях реализации постановления Администрации Шуйского муниципального района от 10.10.2012 № 567 «Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года» и плана мероприятий Программы, повышения эффективности использования средств бюджета района и качества управления средствами бюджета района главными распорядителями средств бюджета района, главными администраторами доходов бюджета района, Администрация Шуйского муниципального района постановляет:

1. Утвердить Мероприятия по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление администрации Шуйского муниципального района от 12.07.2011 № 332 «Об утверждении Мероприятий по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента».

3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации по экономической политике, начальника финансового управления Хренову С.В.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 года.

Глава администрации
Шуйского муниципального района И.А. Митин

Приложение
к постановлению Администрации
Шуйского муниципального района
от 12.08.2013 № 445-п

Мероприятия
по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов
повышения эффективности бюджетных расходов
и качества финансового менеджмента

Настоящие Мероприятия разработаны в целях методологического обеспечения разработки и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента.

I. Общие положения

1. В целях реализации положений Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением Администрации Шуйского муниципального района от 10.10.2012 года № 567 «Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года» и плана мероприятий по реализации в 2013 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, повышения эффективности использования средств бюджета района и качества управления средствами бюджета района главными распорядителями средств бюджета района, главными администраторами доходов бюджета района, главными распорядителями бюджетных средств разрабатываются отраслевые (ведомственные) планы по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента (далее – ведомственные планы).
2. Проект ведомственного плана направляется главными распорядителями бюджетных средств в комиссию по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента (приложение 3) с приложением графика реализации ведомственного плана согласно приложению 1 к настоящим Мероприятиям.
Сроки реализации мероприятий ведомственного плана, планируемые к реализации в 2013 году, должны соответствовать утвержденному постановлением Администрации Шуйского муниципального района от 10.10.2012 № 567 Плану мероприятий по реализации в 2013 году Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года.
3. В целях организации деятельности главных распорядителей бюджетных средств проект ведомственного плана направляется в Финансовое управление администрации Шуйского муниципального района и отдел экономического развития администрации Шуйского муниципального района для получения заключения (одобрения).
4. После получения положительного заключения (одобрения) ведомственного плана комиссией по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента план утверждается органом местного самоуправления.
5. При разработке проектов ведомственных планов органом местного самоуправления учитывается, что разработка проектов ведомственных планов осуществляется в рамках бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств.

II. Мероприятия по подготовке отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента

6. В ведомственном плане приводятся:

анализ ситуации, предшествующей разработке ведомственного плана;

обоснование мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента, оценка их влияния на качество исполнения органом местного самоуправления муниципальных функций, оказания муниципальных услуг (выполнения работ);

обоснование расчетов оценки плановой экономии бюджетных ассигнований в результате реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента;

обоснование иных количественных и качественных эффектов, ожидаемых в результате реализации мероприятий ведомственного плана;

обоснование расчетов затрат на реализацию мероприятий с предложениями по использованию плановой экономии на реализацию мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента, сроков их реализации;

иная дополнительная информация в отношении мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента по решению органа местного самоуправления.

7. Органом местного самоуправления формируется ведомственный план, а также график реализации ведомственного плана по следующим направлениям:

оптимизация расходных обязательств Шуйского муниципального района;

внедрение программно-целевых методов муниципального управления;

повышение качества и эффективности исполнения муниципальных функций;

повышение эффективности управления муниципальным имуществом;

повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);

оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования муниципальных служащих Шуйского муниципального района;

оптимизация муниципальных закупок;

повышение энергетической эффективности;

повышение качества финансового менеджмента;

создание и совершенствование процедур внутреннего контроля;

иные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

8. В мероприятия по оптимизации расходных обязательств Шуйского муниципального района, исполняемых органом местного самоуправления и его структурными подразделениями, муниципальными учреждениями, включаются:

анализ правовых оснований, объема и структуры расходных обязательств Шуйского муниципального района, исполняемых за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных органу местного самоуправления на предмет их соответствия целям деятельности, функциям и полномочиям органа местного самоуправления;

подготовка предложений по уточнению правовых оснований, оптимизации объема или структуры расходных обязательств, в том числе за счет их отмены с перераспределением бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств, исполняемых за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных органу местного самоуправления;

подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, являющиеся основанием для возникновения расходных обязательств, или признанию утратившими силу нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов), которые регулярно приостанавливаются или регулярно не обеспечиваются бюджетными ассигнованиями в полном объеме;

подготовка предложений по уточнению методов расчета объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства (составной части расходного обязательства), исходя из повышения доли расходных обязательств, бюджетные ассигнования на исполнение которых рассчитываются нормативным или плановым методом;

иные мероприятия по оптимизации расходных обязательств Шуйского муниципального района.

9. В мероприятия по внедрению программно-целевых методов муниципального управления включаются:

принятие правовых актов органов местного самоуправления по организации разработки и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, включающих:

порядок формирования, финансового обеспечения, а также управления и контроля за реализацией муниципальных программ;

органом местного самоуправления методик мониторинга реализации и оценки эффективности муниципальных программ, правовых актов, регулирующих реализацию муниципальных программ;

установление порядка отбора, планирования стоимости и оценки эффективности бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности Шуйского муниципального района в соответствии с целями муниципальных программ и с учетом расходов на обеспечение деятельности введенных в эксплуатацию объектов в рамках полномочий органа местного самоуправления;

выработку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере планирования стоимости и оценки эффективности бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности Шуйского муниципального района;

создание системы управленческого учета в части расходов и показателей реализации муниципальных программ;

иные мероприятия по внедрению программно-целевых методов муниципального управления.

10. В мероприятия по повышению качества и эффективности исполнения муниципальных функций в рамках мероприятий по реализации административной реформы включаются:

выявление и ликвидация избыточных (дублирующих) муниципальных функций;

передача оказания муниципальных услуг (выполнения работ), связанных с реализацией муниципальных функций, специализированным организациям, саморегулируемым организациям, размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг), в том числе оптимизация (сокращение) численности муниципальных служащих за счет передачи исполнения муниципальных функций на аутсорсинг и перехода к оказанию услуг в электронной форме;

мероприятия по сравнительному анализу эффективности использования бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных функций, включая межведомственные, межтерриториальные сравнения стоимости и результатов исполнения однотипных (сопоставимых) функций;

переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления в электронной форме;

внедрение нормативных затрат и нормативов на обеспечение функций (деятельности) органов местного самоуправления;

иные мероприятия по повышению качества и эффективности исполнения муниципальных функций.

11. В мероприятия по повышению эффективности управления муниципальным имуществом включаются мероприятия по совершенствованию исполнения органом местного самоуправления полномочий собственника (учредителя) в отношении муниципального имущества Шуйского муниципального района, в том числе имущества, переданного в оперативное управление подведомственным муниципальным учреждениям, предполагающие:

анализ соответствия переданного муниципального имущества Шуйского муниципального района, в том числе земельных участков, предметам, целям и результатам деятельности организации и подготовку предложений по оптимизации и повышению эффективности использования указанного имущества, включая подготовку предложений:

по передаче излишнего, неэффективно используемого муниципального имущества муниципальным учреждениям Шуйского муниципального района, либо отчуждению из муниципальной собственности, либо списанию в случае признания непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

по оптимизации порядка использования имущества, необходимого для установленных предметов и целей деятельности;

анализ эффективности осуществления полномочий собственника (учредителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов Шуйского муниципального района и подготовку предложений по совершенствованию их реализации, включая меры организационного и нормативно-правового характера;

проведение мероприятий по повышению эффективности предоставления муниципального имущества Шуйского муниципального района, закрепленного за муниципальными учреждениями, в аренду, посредством его предоставления по результатам проведения торгов в установленном порядке;

иные мероприятия по повышению эффективности управления муниципальным имуществом в рамках компетенции органа местного самоуправления.

12. В мероприятия по повышению качества и эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ) включаются мероприятия, направленные на повышение качества и эффективности деятельности муниципальных учреждений, в том числе:

формирование и актуализация органами местного самоуправления перечня муниципальных услуг (работ);

обеспечение взаимосвязи сводных показателей муниципального задания с муниципальными программами;

утверждение порядка приостановления и изменения муниципального задания;

внедрение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями для целей планирования ассигнований на выполнение муниципальных заданий;

внедрение управленческого учета при оказании услуг (выполнении работ) подведомственными муниципальными учреждениями;

анализ возможностей привлечения негосударственных организаций к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ);

разработка и заключение трудовых договоров с руководителями муниципальных учреждений, включающих систему оценки их деятельности;

создание системы мониторинга результатов деятельности подведомственных муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) и выполнения муниципального задания подведомственными муниципальными учреждениями;

анализ обоснованности взимания платы за услуги, оказываемые органом местного самоуправления и муниципальными учреждениями, с учетом функций, реализуемых органом местного самоуправления;

разработка и внедрение систем оценки получателями муниципальных услуг качества их оказания;

иные мероприятия по повышению качества и эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

13. В мероприятия по оптимизации численности и совершенствованию системы материального стимулирования муниципальных служащих Шуйского муниципального района включаются:

оптимизация структуры и предельной численности работников органов местного самоуправления в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в бюджете Шуйского муниципального района на оплату труда;

формирование системы показателей эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих Шуйского муниципального района;

оптимизация в органах местного самоуправления соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Шуйского муниципального района;

иные мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования муниципальных служащих Шуйского муниципального района, оптимизации их численности.

14. В мероприятия по оптимизации муниципальных закупок включаются:

совершенствование системы планирования муниципальных закупок и управления муниципальными контрактами, в том числе формирование плана муниципальных закупок, а также планов закупок муниципальных бюджетных и автономных учреждений;

использование электронных аукционов при размещении заказов на приобретение товаров, работ и услуг;

внедрение типовых форм документов по размещению заказов на приобретение товаров (работ, услуг) и типовых форм муниципальных контрактов;

внедрение порядка формирования начальных цен на закупаемые для муниципальных нужд товары, работы, услуги;

осуществление контроля за выполнением плановых показателей по муниципальным закупкам, эффективностью размещения заказов и своевременным исполнением контрактных обязательств;

иные мероприятия по оптимизации муниципальных закупок.

15. В мероприятия по повышению энергетической эффективности включаются:

обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд;

меры по сокращению потребления каждого энергоресурса;

заключение контрактов на оказание энергосервисных услуг;

проведение энергетических обследований;

осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований;

иные мероприятия по повышению энергетической эффективности.

16. В мероприятия по повышению качества финансового менеджмента я включаются меры по совершенствованию процедур, обеспечивающих реализацию всех стадий бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и финансовый аудит) на уровне органа местного самоуправления, в частности:

разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки бюджетных проектировок и обоснований бюджетных ассигнований;

совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований;

создание процедур управления кредиторской задолженностью;

иные мероприятия по повышению качества финансового менеджмента.

17. В мероприятия по созданию и совершенствованию процедур внутреннего контроля включаются:

разработка и утверждение порядка осуществления внутреннего контроля в органах местного самоуправления;

распространение оперативного мониторинга качества финансового менеджмента подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;

внедрение внутреннего контроля за соблюдением законодательства по размещению заказов;

иные мероприятия по созданию и совершенствованию процедур внутреннего контроля.

18. Органами местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

III. Мероприятия по заполнению графика реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента (приложение № 1 к настоящим Мероприятиям)

19. В графе 2 графика указывается «наименование мероприятия» органа местного самоуправления, планируемого к реализации в целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента.

20. В графе 3 графика указывается «фамилия, имя и отчество» заместителя руководителя органа местного самоуправления и (или) руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за реализацию мероприятия.

21. В графе 4 графика указывается «срок» реализации мероприятия с уточнением до месяца (квартала) соответствующего года, в котором планируется завершить реализацию мероприятия.

22. В графе 5 графика указывается «ожидаемый результат», планируемый к достижению по итогам реализации мероприятия. При этом в качестве ожидаемого результата может быть указана как экономия бюджетных ассигнований, так и повышение качества исполнения муниципальных функций, оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

Если мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента требуют для своей реализации расходов, то в качестве ожидаемого результата указывается разность между величиной этих расходов и общей величиной достигаемой экономии в результате их реализации. Если мероприятия по повышению эффективности направлены на повышение качества исполнения муниципальных функций (муниципальных услуг), то в текстовой части ведомственного плана приводится количественная и качественная оценка эффектов, достигаемых в результате реализации мероприятия.

23. В случае указания в качестве ожидаемого результата экономии бюджетных ассигнований, в графе 6 графика указывается (если возможно) код расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, по которому планируется достижение экономии, с указанием кода раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов и КОСГУ.

24. В графах 7, 8 и 9 графика указывается оценка плановой экономии в соответствующем году в тысячах рублей с точностью до первого десятичного знака.

IV. Рекомендации по реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента

25. При реализации ведомственных планов органам местного самоуправления следует учитывать, что реализация ведомственных планов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью бюджета Шуйского муниципального района и (или) бюджетными росписями главных распорядителей средств бюджета Шуйского муниципального района.

26. Органам местного самоуправления ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в комиссию отчет о реализации ведомственного плана за отчетный период по форме согласно приложению № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

 

Дата опубликования: 03-09-2013
Дата последнего изменения: 03-09-2013
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.