Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Шуйском муниципальном районе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

616-п от 21.09.2021
Скачать (96.5 Кб)

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ивановская область

Администрация Шуйского муниципального района

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21.09.2021 № 616-п

г. Шуя

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики

в Шуйском муниципальном районе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Решением Шуйского районного Совета от 04.02.2009 № 5 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Шуйском муниципальном районе», в целях составления проекта районного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, Администрация Шуйского муниципального района постановляет:

1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики в Шуйском муниципальном районе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (прилагается).

2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации, начальника финансового управления Хренову С.В.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.

Глава Шуйского муниципального района С.А. Бабанов

Приложение

к постановлению Администрации

Шуйского муниципального района

от 21.09.2021 № 616-п

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В шУЙСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ

Основные направления бюджетной и налоговой политики в Шуйском муниципальном районе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), Положением о бюджетном процессе в Шуйском муниципальном районе, утвержденным решением Шуйского районного Совета от 04.02.2009 № 5, с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2020-2021 годах.

При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указа Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основные направления деятельности Правительства Ивановской области.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Шуйского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов являются основой для формирования бюджета Шуйского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период, определяют основные подходы в части доходов, расходов бюджета, долговой политики, а также обеспечивает прозрачность и открытость бюджетного планирования.

1. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики

в Шуйском муниципальном районе в 2020 году и первой половине 2021 года

Основными итогами реализации бюджетной и налоговой политики в Шуйском муниципальном районе в 2020 году и первой половине 2021 года:

- решение задач социально-экономического развития Шуйского муниципального района в условиях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Шуйского муниципального района;

- оптимизация бюджетных расходов за счет повышения их эффективности в результате перераспределения средств на первоочередные расходы, а также в пользу приоритетных направлений и проектов, с целью сохранения социальной и финансовой стабильности;

- обеспечение исполнения бюджетных обязательств без привлечения заемных средств;

- утверждение бюджета Шуйского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в «программном» формате на основании 12 муниципальных программ, доля расходов которых составила 97,6% от общего объема расходов бюджета Шуйского муниципального района;

- привлечение дополнительных средств федерального и областного бюджетов благодаря участию в различных государственных программах на условиях софинансирования;

- пополнение доходной части бюджета района по результатам работы комиссии по обеспечению своевременности и полноты поступлений обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;

- повышение качества и доступности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);

- ведение «дорожных карт», направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования и культуры Шуйского муниципального района, в целях реализации майских указов Президента Российской Федерации;

- работа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

- повышение уровня открытости и прозрачности информации о муниципальных финансах, показателях бюджета Шуйского муниципального района и бюджетном процессе в Шуйском муниципальном районе – «Бюджет для граждан».

2. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики Шуйского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Бюджетная и налоговая политика сохраняет преемственность реализуемых мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Шуйского муниципального района, развитие программно-целевых методов планирования и исполнения бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов, своевременное и полное выполнение социальных обязательств бюджета, носящих первоочередной характер, безусловное их исполнение наиболее эффективным способом.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих основных задач:

- бюджетное планирование исходя из возможностей доходного потенциала;

- сохранение и развитие доходных источников Шуйского муниципального района;

- повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов Шуйского муниципального района, определение предельных возможностей финансового обеспечения муниципальных программ;

- принятие решений, направленных на достижение в полном объеме уровня оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации;

- снижение рисков неисполнения первоочередных обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;

- укрепление кассовой дисциплины, использование такого ограничительного инструмента, как предельный объем финансирования;

- повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок, увеличение суммы экономии от проведения муниципальных закупок;

- реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.

Особое внимание по-прежнему будет уделено изменениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, контролю исполнения установленных им требований и норм, своевременному внесению соответствующих изменений в муниципальные правовые акты.

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики Шуйского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов в области доходов

Бюджетная и налоговая политика Шуйского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов в области доходов будет ориентирована на укрепление собственной доходной базы бюджета района, совершенствование администрирования доходов, эффективное использование муниципального имущества.

В предстоящем бюджетном цикле структура налоговых доходов бюджета Шуйского муниципального района претерпевает изменения. В связи с отменой с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности бюджет лишается доходного источника. Часть потерянных доходов компенсируется посредством установления на областном уровне дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, исходя из зачисления в бюджеты городских округов и муниципальных районов в совокупности 5 процентов от указанного налога.

Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Шуйского муниципального района в области доходов бюджета района являются:

- улучшение качества администрирования главными администраторами доходов бюджета района в целях обеспечения качественного прогнозирования доходов бюджета и выполнения в полном объеме годовых назначений;

- взаимодействие с организациями-налогоплательщиками с целью достоверности и объективности прогнозирования доходных источников Шуйского муниципального района;

- совершенствование методов контроля легализации «теневой» заработной платы;

- ведения реестра источников доходов бюджета Шуйского муниципального района;

- проведения работы по оценке эффективности предоставления налоговых льгот;

- повышение эффективности управления муниципальной собственностью;

- повышение эффективности использования имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, осуществление контроля за использованием муниципального имущества, сданного в аренду, а также переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным учреждениям и муниципальным предприятиям Шуйского муниципального района;

- проведение работ по принудительному изъятию ненадлежащим образом используемых или неиспользуемых по назначению земельных участков для предоставления эффективным инвесторам;

- обеспечение межведомственного взаимодействия государственных и муниципальных органов исполнительной власти на основе проведенной инвентаризации объектов имущества и земельных участков с последующим контролем за постановкой на учет указанных объектов. Выявлением потенциальных плательщиков налогов;

- исчисление налоговой базы по объектам недвижимого имущества, исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года налогового периода.

- повышение эффективности межбюджетных отношений, путем привлечения в бюджет Шуйского муниципального района дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов для софинансирования расходных обязательств Шуйского муниципального района при активном участии в государственных программах Ивановской области, в том числе в реализации национальных проектов путем своевременной подачи заявок и предложений по участию Шуйского муниципального района в государственных программах и национальных проектах.

4. Основные направления бюджетной и налоговой политики Шуйского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов в области расходов

Бюджетная и налоговая политика Шуйского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов в сфере расходов бюджета Шуйского муниципального района должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и нацелена на дальнейшее повышение эффективного использования средств бюджета Шуйского муниципального района, распределение их по приоритетным направлениям, выполнение всех социальных обязательств и недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.

В 2022-2024 годах будет продолжено участие муниципального района в реализации национальных и региональных проектах, таких как «Цифровая образовательная среда», «Образование».

Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Шуйского муниципального района в области расходов бюджета Шуйского муниципального района являются:

- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Шуйского муниципального района, с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов;

- дальнейшая реализация принципа формирования расходов бюджета Шуйского муниципального района программно-целевым методом, во взаимосвязи целевых показателей деятельности и способов их достижения в рамках имеющихся ресурсных ограничений и направленных на улучшение качества и повышение доступности предоставления муниципальных услуг;

- проведение комплексной оценки эффективности муниципальных программ, включающей объективную оценку эффективности их реализации в разрезе подпрограмм, оценку финансового обеспечения и качества планирования;

- увязка муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целевыми индикаторами муниципальных программ, усиление текущего контроля и ответственности за выполнение муниципальных заданий;

- повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципальных заданий, в том числе по выполнению требований об обязательном возврате средств субсидии в случае недостижения объемных показателей, установленных в муниципальном задании;

- осуществление работы, направленной на привлечение средств вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет Шуйского муниципального района, в том числе путем участия в федеральных и региональных проектах и программах, а также выполнение условий софинансирования к средствам вышестоящих бюджетов;

- повышение качества обеспечения муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению муниципальных контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращения коррупции в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- расширение электронного взаимодействия в бюджетном процессе;

- повышение эффективности муниципального финансового контроля, усиление контроля учредителей за деятельностью муниципальных учреждений и муниципальных предприятий.

Бюджетные расходы на 2022 - 2024 годы будут сформированы на основе следующих приоритетных направлений:

- обеспечение равного доступа населения к социальным услугам, повышение качества оказания услуг в сфере образования, культуры и спорта;

- оптимизация расходов бюджета Шуйского муниципального района, обеспечение режима эффективного и экономного расходования средств;

- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

В сфере образования бюджетная политика будет направлена на обеспечение возможности для населения Шуйского муниципального района получить качественное образование, обеспечивающее потребности экономики района, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере образования, на реализацию молодежной политики.

В целях создания стимулов для повышения эффективности деятельности подведомственных учреждений и экономии бюджетных средств в 2022 – 2024 годах будет продолжена работа по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в системе образования, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Одним из приоритетных направлений в сфере образования является расширение и укрепление потенциала системы образования Шуйского муниципального района, которое предполагает:

- совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг образования;

- проведение мероприятий по информированию потребителей услуг, обеспечению прозрачности деятельности организаций образования;

- создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В сфере образования основная часть бюджета отрасли будет направлена на реализацию мероприятий, принятых Муниципальной программой «Развитие системы образования Шуйского муниципального района».

В сфере организации отдыха и оздоровления детей продолжится работа по организации отдыха и оздоровления детей в санаторных лагерях круглогодичного действия, загородных лагерях и лагерях дневного пребывания, проведению областных профильных смен в летнее время для детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поставлены задачи расширения форм оздоровления детей и молодежи, а также увеличения объемов привлеченных средств родителей и юридических лиц.

В сфере культуры основные усилия будут направлены на развитие учреждений культуры, сохранение культурного и исторического наследия, развитие творческого потенциала района, создание условий для улучшения доступа населения к культурным ценностям, информации и знаниям, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, компьютеризацию и информатизацию отрасли.

Основные усилия в сфере физической культуры и спорта будут направлены в 2022-2024 годы на организацию физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий в выездных соревнованиях.

Одним из приоритетных направлений в сфере молодежной политики в Шуйском муниципальном районе будет являться проведение мероприятий по обеспечению гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействию предпринимательской деятельности, поддержки талантливой молодежи, молодой семьи, развитию общественной молодежной инициативы, механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, патриотического воспитания молодежи, включая мероприятия по подготовке к военной службе, что позволит обеспечить решение поставленных задач в указанной сфере деятельности.

В сфере дорожного хозяйства приоритетным направлением останется дальнейшее развитие дорожной инфраструктуры, сохранение и повышение транспортно-эксплуатационного состояния сети автодорог общего пользования за счет своевременного проведения комплекса работ по содержанию и ремонту дорог, обеспечивающее безопасные перевозки грузов и пассажиров, улучшение экологической обстановки, а также сохранение и поддержание достигнутого уровня автомобильных дорог. Для качественного достижения указанных целей из дорожного фонда будут выделены бюджетные ассигнования, которые будут направлены на проектирование, строительство и реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения. Продолжится работа по участию в региональных проектах. Направление средств на ремонт дорожной сети позволит обеспечить надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние дорожной сети, снизить уровень аварийности на автомобильных дорогах.

В целях реализации поставленных целей и задач необходимо осуществить действия по следующим направлениям:

1. Минимизация бюджетных расходов.

В целях обеспечения сбалансированности районного бюджета, стабильности и устойчивости выполнения действующих расходных обязательств возникает необходимость ограничения размера бюджетного дефицита.

Снижение доходов районного бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита районного бюджета определяют потребность перехода к режиму жесткой экономии средств районного бюджета.

2. Обеспечение режима экономного и рационального использования средств районного бюджета.

В целях обеспечения сбалансированности расходных обязательств с доходными возможностями районного бюджета придется отказаться от необязательных в текущей ситуации затрат. При этом режим жесткой экономии бюджетных средств следует обеспечить не только за счет прямого сокращения непервоочередных и неприоритетных расходов, но и за счет повышения эффективности использования средств районного бюджета, а также за счет концентрации бюджетных ресурсов на решение вопросов местного значения.

3. Совершенствование управления исполнением районного бюджета.

Управление исполнением районного бюджета должно способствовать повышению эффективности расходования средств районного бюджета и обеспечивать ритмичность и сбалансированность. В целях обеспечения ритмичности исполнения районного бюджета все необходимые меры для организации его исполнения должны приниматься своевременно и реализовываться максимально оперативно. В частности, главные распорядители средств районного бюджета при исполнении районного бюджета должны обеспечить качество и строгое соблюдение установленных сроков подготовки проектов муниципальных правовых актов, обеспечивающих осуществление расходов районного бюджета.

4. Повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса.

В целях повышения открытости и прозрачности бюджета обеспечивается размещение на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте Шуйского муниципального района информации о бюджетном процессе, исполнении бюджета.

5. Основные направления бюджетной и налоговой политики

Шуйского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в области управления муниципальным долгом

Основной задачей реализации долговой политики является поддержание объема муниципального долга на нулевом уровне.

Кроме того, в 2019 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления нового подхода к определению долговой устойчивости бюджетов и требований к публично-правовым образованиям в зависимости от групп долговой устойчивости, к которым они были отнесены. Данные требования действуют с 2021 года. В этой связи особое внимание должно быть сосредоточено на исполнении установленных требований и ограничений в будущем году, а также на поддержании объема и структуры муниципального долга, постепенном снижении объема муниципальных заимствований.

Долговая политика района, как составная часть бюджетной политики, в 2022-2024 годах призвана обеспечить последовательность реализации целей и задач предыдущего периода, и ориентирована на реализацию следующих задач:

- поддержание объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных нормами бюджетного законодательства Российской Федерации;

- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями районного бюджета в привлечении заемных средств;

- обеспечение открытости и прозрачности информации о муниципальном долге Шуйского муниципального района.

6. Основные направления бюджетной и налоговой политики

Шуйского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в сфере межбюджетных отношений

Деятельность органов местного самоуправления Шуйского муниципального района в сфере межбюджетных отношений будет направлена на работу по привлечению в бюджет Шуйского муниципального района дополнительных межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов.

В рамках Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Шуйского муниципального района продолжится работа по осуществлению контроля за соблюдением условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Формирование межбюджетных отношений с поселениями Шуйского муниципального района в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Дата опубликования: 21-10-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.