Село Васильевское

Многое уносит река времени. Постепенно меняется облик городов, сел, а факты, события, приметы прошлого остаются только в памяти архивных документов.

Село Васильевское расположено в 18 верстах к северо-востоку от города Шуи.

Более 460 лет село Васильевское развивалось как торгово-промысловое, всегда было большим и богатым. История села связана с именами Андрея Рублёва, графов Шереметевых, А.С. Пушкина, царя Александра II, М.В. Фрунзе.

В местном музее под номером один значится Уставная грамота, данная Иваном Грозным 28 февраля 1554 года на управление селами Васильевским и Афанасьевским местным старостам Филе Овдокимову, Прокоше Федорову и Захару Филину. Но существовало село и ранее.  Называлось оно Матнинским станом и до 1750 года располагалось на правом берегу речки Матни, но в этом же году случилось несчастье:  оно выгорело дотла и вновь поднялось на левобережье.

Село раскинулось на перекрестке больших дорог – на Лух, на Шую и Нижний Новгород, а далее до самого Петербурга. Здесь была вотчина царя Василия Иоанновича Шуйского, место его соколиной охоты, так называемый «Княжий двор». В 1608 году село Васильевское, опустошенное литовцами, было подарено Тушинским самозванцем его думному дьяку Петру Третьякову. В 1631 году оно принадлежало князю Димитрию Манстрюковичу Черкасскому, а около 1741 года от потомка его, канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского, перешло по наследству к Шереметевым.

В истории села есть и такая страница. Мировой сход села Васильевское 17 августа 1812 года решил выделить в ополчение для защиты Родины 128 человек – по одному от каждых двадцати душ. На содержание ополчения было собрано 10188 рублей 23 копейки. Крестьяне пожертвовали средства на приобретение 33 ружей и пистолетов, 39 сабель и тесаков, одной пики и одного бердыша. Позаботились и о семьях крестьян, ушедших в ополчение. Было решено сложить и не взыскивать недоимки за 1812 год в сумме 756 рублей 75 копеек, числившиеся за семьями ополченцев.

Визитная карточка села – церковный ансамбль из трёх храмов и колокольни.

Комплекс, сформировавшийся во 2-й пол. 18 в., был завершён к 1803 г. Первой в центре села в 1758 г. была поставлена тёплая церковь Николая с приделом Михаила Архангела в честь более ранней деревянной церкви. Затем к юго-востоку от неё (уступом, что характерно для большинства церковных комплексов этого региона) выстроили летнюю одноглавую церковь Грузинской Богоматери. В 1768 г. к югу от этих храмов была поставлена соборного типа пятиглавая летняя церковь Троицы, придавшая сооружениям новый, более крупный масштаб. В 1802 г. соорудили внушительную ограду, на углах которой были устроены необычные башни-часовни наподобие приземистых цилиндрических башен. В том же году градостроительную роль комплекса ещё более усилила высокая пятиярусная колокольня (четыре основных яруса с полуярусом) с парадными проездными воротами посредине западной границы участка. Автором её проекта выступил П.Е. Корсаков, крепостной архитектор князя Трубецкого из дер. Порхачево. По сторонам колокольни, замыкающей перспективу дороги на Шую, были устроены дополнительные ворота с фигурными фронтонами. Такие же ворота, поставленные на южной границе комплекса, обращены в сторону Заречья, а на восточной выводили к бывшей Аракчеевской бульварной дороге. В середине 19 в. к угловым часовням были пристроены  и включённые в линию ограды здания богадельни и архива с кладовыми. В 1-й половине 19 в. была значительно перестроена и расширена церковь Николая, получив облик сооружения зрелого классицизма.

Церковь Троицы представляет собой пятиглавый четырёхстолпный храм. В храме сохранились остатки фресок. Клеевая роспись исполнена иконописцем из села Тейково Тимофеем Медведевым в 1828 г., о чём свидетельствует храмозданная запись на восточной грани северо-западного столба. В конце 19 – начале 20 в. живопись подновлялась маслом в нижнем ярусе стен, столбов и в алтаре. Утрачена она и  в боковых главах, частично на сводах и стенах четверика, в алтаре, в первом ярусе колокольни. Роспись –  выдающийся памятник палехско-шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчеркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления.

В главном куполе традиционно помещена "Новозаветная Троица", в парусах – евангелисты, на нижней стороне подпружных арок – пророки в медальонах. На сводах пространственного креста представлены сцены "Страстей"  и Ветхого Завета. На восточной стене изображены "Преображение" и "Моление о чаше", а на южной – "Тайная вечеря"

На стенах композиции размещены в четыре яруса. В верхнем ветхозаветные сюжеты вписаны в прямоугольные рамы с широкими живописными тягами. Два средних яруса (на уровне окон верхнего света) заполнены евангельскими сценами; проёмы окон фланкированы рисованными узкими ионическими пилястрами. В нижнем ярусе гризайльные полуколонны с композитными капителями фланкируют проёмы окон и порталы, создавая ритмическое членение всех трёх стен; в промежутках между колоннами написаны евангельские сюжеты.

На столбах в четыре яруса помещены святые воины, мученики, преподобные. В конхе алтаря – "Ветхозаветная Троица", на стенах – апостолы, московские митрополиты и сцены из Ветхого и Нового заветов. В своде первого яруса колокольни сохранились небольшие фрагменты композиции "Страшный суд".

Троицкий собор закрыт решением Райисполкома от 3 февраля 1932 г. Сейчас комплекс постепенно восстанавливается.

С главным Васильевским храмом во имя Святой Троицы связана одна необычная история.

Когда новый Троицкий храм обустраивался, то практичные крестьяне села Васильевского узнали, что в городе Владимире продается старый иконостас Успенского собора. Продавали его потому, что проезжавшая в 1767 году через губернский город царица Екатерина ΙΙ ужаснулась «устарелому» виду главного храма Владимирской губернии. В скором времени в соборе был устроен новый иконостас в модном тогда итальянском стиле. Вот тут и подсуетились васильевские крестьяне.          

В 1768 году средний иконостас Успенского собора был куплен. Он  состоял из 29 икон, а также были приобретены северные и южные врата. Так, в одночасье, иконостас Троицкого храма села Васильевское стал одним из самых древних и ценных во всей Владимирской губернии.

Первым, кто это понял, был московский реставратор Николай Иванович Подключников (1813–1877). Он в 1852 году подновлял живопись в Троицком храме. Николай Иванович был в восторге и от самих икон, и от патриархальных нравов местных жителей.

 В одном из писем он писал: «Народ, занимающийся рукоделием и торговлею, сохранил во всей чистоте своё православие и чрезвычайно привержен к церкви. Лучшее его удовольствие украшать свои храмы, на которые готов жертвовать всё, что может. Колокольный звон в селе напоминает Кремлёвский, церкви очень большие, летняя и зимняя. И всегда полны; свечей ставят множество; служба ежедневная – утреня, две обедни и вечерня постоянно, некоторые из торговцев и женщины ходят каждый день к службе и говорили мне: «Как сходишь к обедне, то как-то веселее за дело принимаешься».
Н.И. Подключников был убежден в ценности икон, привезенных из Владимира, но он даже и не подозревал, до какой степени они бесценны.

В 1918 г. древние шедевры обнаружил известный искусствовед и реставратор И.Э. Грабарь (1871-1960), вывезя одну икону «Вознесенье» в Москву для консультаций и исследования.

Как оказалось, иконы принадлежали кисти непревзойденного русского мастера Андрея Рублева! В 1923 г. по постановлению ВЦИК из Троицкого храма села Васильевского были «изъяты» 26 икон, которые И.Э. Грабарь вывез в Москву для исследования и реставрации. Обратно реликвии не вернулись. Судьба двух икон неизвестна,  след одной затерялся в окрестностях Васильевского, четыре иконы Васильевского чина  хранятся в Русском музее (в Санкт-Петербурге), остальные – в Государственной Третьяковской галерее (в Москве).

Церковь Николая Чудотворца, служившая зимним храмом, перестроена в 1-й пол. 19 в. (по-видимому, в 1830-е гг.) в формах позднего классицизма со значительным расширением объёмов. Окна второго света перетёсаны из круглых в полукруглые. Относительно невысокий, но крупный по размерам храм с характерной для провинциальной архитектуры упрощённой профилировкой деталей.

Церковь Грузинской Богоматери. Относительно небольшая, но стройная и высокая церковь, формы которой характерны для местной традиции сер. 18 в., играет заметную роль в панораме комплекса. В трёхчастной композиции вытянутых по продольной оси объёмов доминирует одноглавый двусветный четверик. К нему примыкают пониженные до уровня первого света и равные ему по ширине трапезная и полукруглая апсида. Близость их размеров и гуськовый профиль гранёной купольной кровли четверика, несущей узкий восьмигранный световой барабан луковичной главы, говорят о барочном влиянии. Это впечатление в значительной степени усилила гранёная пристройка притвора 19 в. у западного фасада.

Богадельня расположена в северной части ограды; примыкает к угловой башне, служившей первоначально свечной лавкой. Прямоугольное кирпичное здание, невысокое и скромное по архитектуре, несколько раз меняло свою функцию: сначала оно служило богадельней, потом его приспособили под церковноприходскую школу, а еще позже здесь разместили кузницу. Верхняя часть стен и двускатная кровля с небольшим залобком на южном фасаде поздние.

В 1828 году к  храмовому комплексу добавилась кладбищенская Успенская церковь.

Церковь Успениярасположена на краю села, у западной стороны кладбищенской ограды, ворота которой примыкают к юго-западному углу колокольни храма. С другой стороны от ворот – сторожка, стилистически нейтральная. Все сооружения кирпичные, оштукатуренные. Кованую решётку ограды отличает тонкий рисунок в виде стрельчатых арок.

К началу XIX века Васильевское, находившееся во владении Николая Петровича Шереметева, поражало современников благоустроенностью: мощеными улицами шириной от 30 до 60 саженей и добротной застройкой. По периметру центральной торговой площади сформировалась каменная застройка. Здесь было немало каменных домов. В 1818 г. в селе  в одной из часовен церковного комплекса открылось приходское училище.

В селе сохранились необычные памятники истории 18-19 веков. 

Аракчеевский бульварный тракт. Он представляет собой кратчайший путь, соединяющий с востока на запад села Лух, Васильевское, Дунилово, Николо-Шартомский монастырь и город Шую. Названные пункты совпадают с ямскими станциями старинного тракта, расстояние между которыми тридцать верст. Окрестности села Васильевского – одно из мест, где тракт сохранился практически в оригинальном состоянии. На северо-запад тракт идет в Дунилово, на юго-восток через Еремкино и Крутцы в Паново. Удивительно, что сейчас насыпь тракта не используется, но, тем не менее, хоть дорога местами и завалена упавшими деревьями, по ней везде можно если не проехать, то как минимум пройти. Например, в сторону Дунилово дорога идет по болотистой местности, а насыпь отлично сохранилась. В противоположную сторону дорога прослеживается в основном в лесных участках – в полях остались лишь слабые следы…

Другой памятник – пруд в центре села, выкопанный крестьянами вручную в 18 веке.

На средства жителей, собранных «в шапку», в 1913 году был установлен памятник царю-освободителю Александру II в знак уважения и благодарности за отмену крепостного права. В 1917 году памятник был сброшен с постамента, и до настоящего времени попытки найти его успехом не увенчались. Предполагают, что памятник покоится на дне пруда у стен храмового комплекса.


Существует предание, что в 1830 году через село Васильевское в Болдино проследовал Александр Сергеевич Пушкин. Здесь его задержали «холерные кордоны». Останавливался он у местного купца Литвинова.         

Но примерно с середины ΧΥΙΙ века во время правления царя Алексея Михайловича в селе были учреждены еженедельные торги, позднее появилась Троицкая ярмарка – 15 июня (по названию главной сельской церкви), что послужило важным толчком к развитию предпринимательства, торговли, ремёсел, промышленности. Уже тогда большая часть жителей, пользуясь выгодным расположением села, предпочитала заниматься торговлей, а не хлебопашеством. Троицкая ярмарка продолжалась до трёх дней и совпадала с сельским храмовым праздником.  Торговля начала поправлять состояние жителей, заставила их заниматься различными ремеслами и промышленностью. В Васильевском были развиты разнообразные промыслы и ремёсла, среди которых: изготовление кожаной обуви,  выделка пестряди, кузнечные работы, гончарный промысел, изготовление мебели, вышивка, коклюшечное кружевоплетение, плетение лозой и берестой, суконный промысел, овчинный промысел и др.
Следовательно, главными предметами торговли в середине 19 в. были овчины, кожи, шерсть, лошади, сукно, пряжа, текстильный товар, гончарные изделия.

Издавна славились своим мастерством васильевские вышивальщицы, приумножавшие славу древнего искусства владимирского шитья. В пору владения селом графами Шереметевыми это занятие получило особый расцвет. В Париже, в Лувре хранятся платья французских королев. Одно из них вышитое. Это платье – подарок русского царя, а готовили его, как свидетельствуют документы, целый год сто белошвеек графа Шереметева. Возможно, это были васильевские мастерицы.

С 18 века в селе появляются и развиваются полотняные мануфактуры. В Васильевском открывается первое полотняное заведение Ивана Смирнова на 16 станков. (1793 г.). В 1883 году строится ткацкая фабрика М.З.Болтушкина.

Активная торгово-промышленная деятельность помогала социально-культурному развитию села. Во 2-й половине XIX века, в связи с освобождением крестьян, расширяется строительство земских учреждений. К этому времени село Васильевское являлось волостным центром Шуйского уезда Владимирской губернии. В 1870 г. при местном волостном правлении была основана сельская школа, в 1883 г. заложено деревянное здание земской больницы, а в 1897 г. открылась библиотека. В 1898 г. в Васильевском построили специальное училище плотничного и столярного мастерства. К концу XIX века в селе работали почта, трактир, три постоялых двора и 12 лавок. Дальнейшему расцвету села способствовало и выращивание скаковых лошадей, в связи с чем в Васильевском даже учредили бега. В 1902 г. здесь открыли женскую школу, в 1915 г. - высшее начальное училище и новую каменную больницу.

В селе открыт Детский дом, основанный в 1943 году для детей, эвакуированных из оккупированных фашистами областей России. В настоящее время в нём проживают  мальчишки и девчонки, оставшиеся без попечения родителей.

Васильевский лесокомбинат производит современную мебель из массива березы: стулья, столы, кресла. Ежегодно участвует в международных ярмарках в Москве.

В Васильевском имеется школа, детский сад, больница, дом культуры, библиотека, краеведческий музей, магазины.

Туристы, посещающие село Васильевское,  могут совершить экскурсию в сельский краеведческий музей, где познакомятся с предметами крестьянского и купеческого быта;  побывать  в Доме ремесел на мастер-классе по изготовлению сувениров, приобрести изделия мастеров и учащихся Дома ремесел; посетить Троицкий храм и совершить экскурсию по территории церковного комплекса; побывать на конной ферме и васильевском деревоперерабатывающем предприятии.

Проезд:

Маршрут. Шоссе «Шуя – Родники». На перекрёстке «Шуя – Родники – Палех» свернуть налево, в сторону Родников и ехать по автодороге с покрытием около 22 км через деревни Иванцево, Литвинцево, Михалково, Михалёво.

Литература:

  1. Борисов, В.А. Село Васильевское // Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей. – Иваново, 2002. – С.110-112.
  2. Васильевское: Это село было, есть и будет / редакторы-составители И.И.Читнёв, Г.К.Марова. – Шуя, «Полиграфия-Центр», 2003. – 63 с.
  3. Шлычков, Л.А. Васильевское // Шлычков Л.А. Листая времени страницы. – Ярославль, 1983. – С. 131-136.
  4. Кочанова, Н. Васильевская волость // Шуйские известия. – 2003. – 1 июля.
  5. Ставровский, Е.С. Село Васильевское: по следам Андрея Рублёва // Есть время. – 2014. - № 5. – С.

Сурин, Г. Васильевская сторона // Шуйские известия. – 1992. – 4 августа.

Село Васильевское Село Васильевское Село Васильевское Село Васильевское
Село Васильевское Село Васильевское Село Васильевское Село Васильевское
Село Васильевское Село Васильевское Село Васильевское  

Дата создания материала: 27-07-2015. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.