РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ивановская область
АДМИНИСТРАЦИЯ ШУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22.01.2018 № 44-п
г. Шуя
Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых
актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Администрации Шуйского муниципального района, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности
На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Ивановской области от 02.12.2014 N 94-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов», Устава Шуйского муниципального района Администрация Шуйского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Администрации Шуйского муниципального района, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности (прилагается).
2. Определить уполномоченным органом, ответственным за проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Администрации Шуйского муниципального района, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, отдел экономического развития администрации Шуйского муниципального района.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации, начальника отдела экономического развития Шарова С.Ю.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Шуйского муниципального района С.А. Бабанов
Приложение
к постановлению Администрации Шуйского муниципального района
от 22.01.2018 № 44-п
Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Администрации Шуйского муниципального района, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Администрации Шуйского муниципального района, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Ивановской области от 02.12.2014 N 94-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов».
Порядок определяет процедуру проведения оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Администрации Шуйского муниципального района (далее - экспертиза), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета муниципального района, а также подготовки заключений по результатам проведения ОРВ и экспертизы.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
1.2.1. регулирующие органы - органы местного самоуправления, структурные подразделения Администрации Шуйского муниципального района, являющиеся разработчиками проекта муниципального нормативного правового акта или действующего муниципального нормативного правового акта, затрагивающего вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности;
1.2.2. уполномоченный орган - структурное подразделение Администрации Шуйского муниципального района, ответственное за проведение процедуры ОРВ и экспертизы актов;
1.2.3. объект проведения ОРВ - проект муниципального нормативного правового акта, по которому проводится оценка регулирующего воздействия;
1.2.4. оценка регулирующего воздействия - оценка эффективности воздействия изменения (введения) регулирования предлагаемой редакции проекта акта, направленная на выявление и устранение положений проекта акта, которые вводят избыточные, невыполнимые или сложно контролируемые административные и иные ограничения, обязанности, расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Шуйского муниципального района и (или) противоречат цели регулирования;
1.2.4. экспертиза муниципального нормативного правового акта (экспертиза акта) - оценка фактического воздействия действующего акта, направленная на сопоставительный анализ оценочных данных о возможном воздействии и данных о фактическом воздействии регулирования;
1.2.5. участники ОРВ (экспертизы акта) - регулирующие органы, уполномоченный орган, заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, граждане, их объединения (группы) и (или) их представители, чьи права, обязанности или возможности реализации законных интересов возникают, изменяются или прекращаются в связи с принятием (действием) нормативного правового акта.
1.3. ОРВ и экспертиза не проводятся в отношении:
1.3.1. проектов и принятых решений о местных бюджетах и об исполнении местных бюджетов;
1.3.2. проектов и принятых муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих налоги, сборы и тарифы, установление которых отнесено к вопросам местного значения;
1.3.3. проектов и принятых муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих публичным слушаниям в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
1.3.4. муниципальных нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, сведения конфиденциального характера, либо в случае подготовки проекта во исполнение судебного решения или акта прокурорского реагирования.
1.4. Задачами проведения ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов являются:
1.4.1. выявление в проекте муниципальных нормативных правовых актов положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Шуйского муниципального района;
1.4.2. обеспечение возможности учета мнений заинтересованных лиц в сфере правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности и установление баланса интересов на стадии подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов посредством анализа возможных последствий и эффективности данного регулирования.
1.5. Основными принципами ОРВ являются:
1.5.1. обеспечение рассмотрения проектов муниципальных нормативных правовых актов максимально возможным кругом заинтересованных сторон процесса ОРВ;
1.5.2. доступность информации о процедуре ОРВ на всех стадиях ее проведения;
1.5.3. оправданность предполагаемых издержек общественными выгодами от регулирования;
1.5.4. обеспечение оперативности, экономичности и качества проведения процедуры ОРВ;
1.5.5. публичность проведения консультаций с заинтересованными сторонами процесса ОРВ;
1.5.6. полнота информированности правотворческого органа о возможных последствиях принятия нормативного правового акта, в отношении которого проведена процедура ОРВ.
1.6. Срок проведения ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов не должен превышать трех месяцев.
1.7. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
II. Порядок проведения ОРВ проекта
муниципального нормативного правового акта
2.1. Процедура ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта включает следующие этапы:
2.1.1. проведение регулирующим органом публичных консультаций по проекту правового акта;
2.1.2. подготовка регулирующим органом информации для уполномоченного органа;
2.1.3. проведение ОРВ уполномоченным органом и подготовка заключения.
2.2. При подготовке проекта муниципального нормативного правового акта, регулирующего отношения в сферах, определенных пунктом 1.1 настоящего Порядка, регулирующим органом проводятся публичные консультации.
2.3. Для проведения публичных консультаций регулирующий орган размещает на официальном сайте Администрации Шуйского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://adm-shr.ru/) (далее - официальный сайт) проект акта, в отношении которого проводится ОРВ, и уведомление о проведении публичных консультаций (Приложение N 1 к настоящему Порядку).
2.4. Срок проведения публичных консультаций не может быть менее 30 календарных дней, если иной срок не установлен в соответствии с законодательством РФ.
2.5. После завершения публичных консультаций регулирующий орган в течение 10 рабочих дней направляет проект правового акта в уполномоченный орган для проведения ОРВ проекта акта и подготовки заключения по ее результатам.
2.6. К проекту правового акта регулирующий орган готовит пояснение, в котором должна содержаться следующая информация:
2.6.1. описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ нормативного регулирования;
2.6.2. цели предлагаемого нормативного регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, документам стратегического планирования муниципального района и иным муниципальным правовым актам, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты развития Шуйского муниципального района;
2.6.3. описание предлагаемого нормативного регулирования, риски при решении проблемы предложенным способом нормативного регулирования, описание иных возможных способов решения проблемы;
2.6.4. основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;
2.6.5. новые, обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменение содержания таких обязанностей, запретов, ограничений, а также порядок организации их исполнения;
2.6.6. оценка расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей, запретов, ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей, запретов, ограничений;
2.6.7. оценка расходов (возможных поступлений) бюджета Шуйского муниципального района;
2.6.8. предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения;
2.6.9. иные сведения, которые, по мнению разработчика проекта, позволяют оценить обоснованность предлагаемого нормативного регулирования для целей, на которые направлен проект акта, с учетом сбалансированности публичных и частных интересов;
2.6.10. сведения о проведении публичных консультаций по проекту акта с указанием участников публичных консультаций, поступивших от них предложений и (или) замечаний по проекту акта и результатов их рассмотрения:
- при учете замечания и (или) предложения - каким образом замечание (предложение) было учтено;
- при отклонении замечания и (или) предложения - причина, по которой замечание и (или) предложение было отклонено.
2.7. Уполномоченный орган не позднее 5 календарных дней, следующих за днем поступления проекта акта, возвращает его разработчику проекта на доработку в следующих случаях:
2.7.1. если информация для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проекта акта не содержит сведений, указанных в п. 2.5 настоящего Порядка;
2.7.2. если публичные консультации не проведены либо проведены не в соответствии с п. 2.2 - 2.3 настоящего Порядка.
2.8. При отсутствии нарушений, установленных п. 2.6, уполномоченный орган рассматривает информацию, указанную в п. 2.5 настоящего Порядка, и в течение 10 рабочих дней со дня получения проводит ОРВ проекта муниципального нормативно-правового акта.
2.9. В рамках процедуры ОРВ уполномоченный орган проводит анализ по следующим направлениям:
2.9.1. Проблемы регулирования:
2.9.1.1. на решение какой проблемы направлено введение (изменения) регулирования;
2.9.1.2. какими нормативными правовыми актами осуществляется регулирование на момент принятия введения (изменения) регулирования;
2.9.1.3. какие могут наступить последствия, если никаких действий не будет предпринято;
2.9.2. Цели регулирования (обоснование соответствия проекта акта решению описанной проблемы, а также стратегическим и программным документам);
2.9.3. Результат введения (изменения) регулирования, в том числе:
2.9.3.1. описание объектов, социальных групп, на которые будет оказано воздействие, а также характера данного воздействия;
2.9.3.2. описание ожидаемого негативного и (или) позитивного воздействия, если возможна его количественная оценка;
2.9.3.3. возникновение расходов местного бюджета;
2.9.4. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность вводимых ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2.10. По результатам процедуры ОРВ уполномоченный орган готовит заключение по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Порядку.
2.11. Заключение по результатам ОРВ проекта акта должно содержать вывод о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) бюджета Шуйского муниципального района.
2.12. Заключение по результатам ОРВ проекта акта в течение 5 рабочих дней после дня его подписания уполномоченным органом направляется разработчику акта и размещается на официальном сайте.
2.13. Выводы, изложенные в заключении об оценке регулирующего воздействия проекта акта, учитываются при его принятии.
3. Этапы и процедура проведения экспертизы
муниципального нормативного акта. Подготовка
заключения уполномоченным органом
3.1. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов Администрации Шуйского муниципального района осуществляется в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.2. Экспертиза акта включает следующие этапы:
3.2.1. составление плана проведения экспертизы;
3.2.2. проведение публичных консультаций по акту;
3.2.3. подготовка уполномоченным органом заключения по результатам экспертизы акта.
3.3. Экспертиза актов осуществляется уполномоченным органом в соответствии с ежегодным планом проведения экспертизы актов (далее - план), который формируется в следующем порядке.
3.4. Уполномоченный орган не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения экспертизы, обеспечивает размещение на официальном сайте сообщения о подготовке плана проведения экспертизы актов в следующем году с предложением представить в уполномоченный орган не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения экспертизы, предложения о необходимости проведения экспертизы актов с указанием сведений, какие именно положения акта создают или могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.5. На основании предложений о проведении экспертизы формируется план проведения экспертизы.
3.6. План утверждается постановлением Администрации Шуйского муниципального района (далее - постановление) по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения экспертизы.
3.7. В план вносятся изменения в случае, если акт, включенный в план, прекратил свое действие, признан утратившим силу или отменен.
3.8. План размещается на официальном сайте Шуйского муниципального района в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения.
3.9. Уполномоченный орган в соответствии со сроками, указанными в плане, готовит уведомление о проведении публичных консультаций по акту по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Порядку для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, лиц, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и обеспечивает размещение его и акта на официальном сайте Шуйского муниципального района.
3.10. Публичные консультации по акту проводятся уполномоченным органом в срок не менее 30 календарных дней после дня размещения уведомления на официальном сайте.
3.11. Заинтересованные лица вправе направить предложения и (или) замечания по акту в электронном и (или) письменном виде уполномоченному органу в срок, установленный в уведомлении.
3.12. В случае поступления замечаний и (или) предложений от субъектов, указанных в п. 3.11 настоящего Порядка, уполномоченный орган рассматривает их в установленный в уведомлении срок.
3.13. По результатам их рассмотрения регулирующий орган:
3.13.1. учитывает предложения и (или) замечания;
3.13.2. отказывает в учете предложений и (или) замечаний.
3.14. В период проведения публичных консультаций уполномоченный орган запрашивает у регулирующего органа следующую информацию для подготовки заключения по результатам экспертизы акта:
3.14.1. основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, интересы которых затронуты правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;
3.14.2. оценка расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей, запретов, ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей, запретов, ограничений;
3.14.3. оценка полезных и негативных эффектов в результате принятия акта за период реализации акта для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Шуйского муниципального района;
3.14.4. иные сведения, которые, по мнению органа в соответствующей сфере деятельности, позволяют оценить обоснованность (необоснованность) нормативного регулирования.
3.15. Регулирующий орган направляет в уполномоченный орган информацию, указанную в подпункте 3.14 настоящего Порядка, не позднее 15 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
3.16. Уполномоченный орган готовит заключение по результатам экспертизы акта по форме согласно Приложению N 5 к настоящему Порядку не позднее 20 рабочих дней со дня проведения публичных консультаций по акту и поступления информации, указанной в п. 3.14 настоящего Порядка.
3.17. При подготовке заключения анализируются положения акта, иных правовых актов, регулирующих общественные отношения, являющиеся предметом регулирования акта, и сложившуюся практику их применения; определяются характер и степень воздействия положений акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности; оценивается обоснованность нормативного регулирования с учетом сбалансированности публичных и частных интересов.
3.18. Заключение по результатам экспертизы акта содержит вывод о наличии либо отсутствии положений акта, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.19. Заключение по результатам экспертизы акта в течение 5 рабочих дней направляется в регулирующий орган и размещается на официальном сайте Шуйского муниципального района.
3.20. Выводы, изложенные в заключении по результатам экспертизы акта, могут являться основанием для отмены, признания утратившим силу, приостановления или изменения акта.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.